Именно в Тбилиси протекала самая сложная часть работы Льва Николаевича над первым его произведением "Детство". Эту повесть напечатал Николай Некрасов в своем журнале "Современник" (сентябрь, 1852). "Детство" сразу же имело необычайный успех, обратили внимание и благоприятно отозвались о произведении Иван Тургенев, Федор Достоевский, Иван Панаев.
Лев Николаевич прожил в Тифлисе чуть более двух месяцев. При штабе артиллерийской бригады в урочище Мухровани Толстой прошел практику "пушкарской выучки", успешно сдав военный экзамен 3 января 1852 года. Надел форменную одежду и в качестве юнкера влился в состав 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады. Сегодня в Мухровани расквартирована десантно-штурмовая бригада внутренних войск Грузии. Там же установлен писателю памятник.
На протяжении всей своей жизни Толстой не забывал Грузию, интересовался происходящими там событиями, вел переписку, принимал у себя в Ясной поляне гостей из Грузии, мечтал вновь побывать в Тбилиси.
В феврале 1903 года к Льву Николаевичу пришли в Ясную Поляну публицист и литературный критик Илья Накашидзе и его супруга писательница Нино Накашидзе. Хозяин радушно принял гостей. Вместе пообедали. Завязалась беседа. Сестра Льва Николаевича, Мария Николаевна, познакомившись с Нино Накашидзе, сказала, что она давно хотела познакомится с кавказской женщиной и очень рада, что ее желание исполнилось. На эти слова Марии Николаевны Толстой сказал: "Не кавказская женщина, а грузинка. Грузины не любят, когда их называют кавказцами. Грузинский народ – древний народ. Маша, ты помнишь я тебе рассказывал, как две тысячи лет тому назад римский полководец Помпей пошел походом на Грузию и как она оказала ему сильное сопротивление…"
Прощаясь с гостями, Толстой произнес: "Да, обязательно приеду к вам в гости и еще раз увижу солнечную Грузию. Возьму и приеду, вот так и сделаю…" Но этому пожеланию яснополянского мудреца не суждено было сбыться.