Александр Грибоедов впервые приехал в Грузию осенью 1818 года в составе русской дипломатической миссии, направлявшейся в Персию. Миссия задержалась в Тифлисе более трех месяцев. В датированном 21 января 1819 года "Письме к издателю "Сына Отечества" из Тифлиса" Грибоедов делится некоторыми своими впечатлениями о Тифлисе:
"На крытых улицах базара промышленность скопляет множество людей, одних для продажи, других для покупок… В караван-сарай привозятся предметы трудолюбия, плоды роскоши, получаемые через Черное море, с которым ныне новое ближайшее открыто сообщение сквозь Имеретию. В окрестностях города вюртембергские переселенцы бестревожно обстраиваются… Вечером в порядочных домах танцуют, на саклях (террасах) звучат бубны, и завывают песни, очень приятные для поющих".
За время своего первого пребывания в Тифлисе Грибоедов приобретает знакомства не только среди чиновников управленческого аппарата, но и среди местного, коренного населения. "Я здесь обжился, и смерть не хочется ехать", – писал Грибоедов 27 января 1819 года своим друзьям Якову Толстому и Никите Всеволожскому. "Спешите в Тифлис, не поверите, что за роскошь!" – писал Грибоедов Андрею Рыхлевскому в феврале 1820 года из Тавриза.
Грибоедов пробыл в Персии около трех лет, в ноябре 1821 года, в самый разгар ирано-турецкой войны, был направлен к главноуправляющему войсками на Кавказе генералу Алексею Ермолову для точного информирования о положении дел в Иране. По пути из Тавриза в Тифлис Грибоедов сломал себе руку. Длительное лечение перелома послужило для него одним из предлогов, чтобы оставить Иран и перевестись в Тифлис чиновником при Ермолове "по дипломатической части".
Служба при Ермолове стала для Грибоедова временем длительного "досуга", так как Ермолов не обременял его служебными делами. Однако для деятельного, живого, энергичного Грибоедова пребывание в Тифлисе не прошло бесследно. Здесь он написал 1 и 2 акты бессмертного творения "Горя от ума", их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора Вильгельм Кюхельбекер. Он отмечал в декабре 1821 года: "Грибоедов писал "Горе от ума" почти при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано".
"Грибоедов создал на Кавказе свое "Горе от ума": дикая и величавая природа этой страны, – написал Виссарион Белинский, – кипучая жизнь и суровая поэзия ее сынов вдохновили его оскорбленное чувство на изображение апатического, ничтожного круга Фамусовых, Скалозубов, Загорецких, Хлестовых, Тугоуховских, Репетиловых, Молчалиных – этих карикатур на природу человеческую…"
Грибоедов в Тифлисе подружился с князем Александром Чавчавадзе, поэтом, генерал-лейтенантом, бывшим в то время начальником Армянской области. А потом и породнился с князем, женившись на его дочери Нино Чавчавадзе. Часто бывал в его имении в Кахетии Цинандали на берегу реки Алазани. Пребывание Грибоедова в Цинандали нашло поэтическое отражение в стихотворном отрывке, оставленном поэтом в "черновой тетради": "Там, где вьется Алазань, Веет нега и прохлада, Где в садах сбирают дань Пурпурного винограда…". Грибоедову так нравилось в Цинандали, что его посетила мысль поселиться в Грузии, где он мог бы посвятить себя любимому поприщу – литературе.
"Скажите Нине, – писал Грибоедов Прасковье Ахвердовой 29 июля 1828 году, – что это продолжаться не будет и что скоро, не больше как через два года, я сделаюсь отшельником в Цинондалах".
Однажды Грибоедов сопровождал в Кахетию английского путешественника Роберта Лайолу, будущего автора книги "Путешествие по России, Крыму, Кавказу и Грузии". Грибоедов и Лайол выехали из Тбилиси в Кахетию 22 июня 1822 года. Переправившись через Иори, путники приехали в Гомбори, где тепло были встречены местной общественностью. После подробного ознакомления с Телави и ночевки в Энисели – имении Джорджадзе, Грибоедов и Лайол прибыли в Кварели. Ночевали в старинном доме Чавчавадзе; гостеприимный хозяин "угостил ужином, где вино подавалось нескончаемо и пили его в огромном количестве". 26 июня направились дальше по Алазанской долине к развалинам древней крепости Греми. Следующий и последний день путешествия был посвящен осмотру крепости и монастыря Алаверды, для чего путникам пришлось переехать реку Алазани. Затем Грибоедов и Лайол возвратились в Тбилиси.